Языковых единиц, уточнению структуры текста,

Предложений и слов

Ø Ребенку предлагается рассмотреть картинки, прочитать правильный текст, соответствующий содержанию карти­нок, и деструктивные варианты текста с пропущенными предложениями, словами. После прочтения текстов ребен­ку предлагается сказать о замеченных ошибках. Его вни­мание обращается на искажение содержания рассказа в деструктивных текстах. Ошибки устно разбираются и ис­правляются логопедом с участием ребенка. (Семантиче­ский и структурный анализ текста.)

Ø Совместное исправление записанных на карточках деструк­тивных предложений с опорой на соответствующие сюжет­ные картинки (вставление пропущенных слов, добавление части слова, перестановка слов и изменение окончаний слов в предложениях типа: «Чашка разбила Петю»).

Ø Составление предложений к картинкам с опорой на гра­фические схемы.

Ø Расширение записанных на карточках предложений с опо­рой на соответствующие картинки. Составление графиче­ских схем данного и нового предложений.

Ø Составление предложений по предложенной схеме без опоры на картинку.

Ø Составление предложений с заданным количеством слов (с опорой на картинки и без картинок).

Ø Составление логопедом совместно с ребенком графических слоговых и буквенных схем слов с опорой на картинки.

Ø Заполнение схем слов к названиям картинок.

Ø Графическая запись диктуемых предложений, слов. Ребенку предлагается записать предложение или слово в виде схемы.

Ø Придумывание (подбор) слов, первый слог или звук кото­рых по очереди предлагается ребенком и логопедом.

Ø Отбор картинок, в названиях которых содержится опреде­ленное количество слогов, звуков.

Ø Подбор слов с заданным количеством слогов, звуков.

Ø Разгадывание и составление слоговых и буквенных крос­свордов и другие упражнения.

2) Закрепление положительной установки на письмо. На этом этапе переходят к записи более объемного материала. Здесь уде­ляется внимание разборчивости записи и овладению ребенком основных правил написания. Логопед дает ребенку инструкцию: «Не торопись, старайся, чтобы между словами было одинаковое расстояние». Продолжается использование комментированной записи. На данном этапе работы можно рекомендовать исполь­зовать такие виды работы, как описание предметов, совместное письменное изложение коротких текстов, совместное сочинение с опорой на имеющийся опыт или по представлению. Необходи­мо также включать в работу упражнения и игры, способствующие развитию языкового анализа и синтеза, совершенствованию лексико-грамматического оформления речи.



Примеры заданий и упражнений

• Написание списка картинок для логопедического кабинета. Логопед и ребенок совместно составляют подписи к про­стым, а затем более сложным сюжетным картинкам. Предло­жение обговаривается, под картинкой раскладываются полоски по количеству слов. Запись осуществляется с проговариванием вслух. Предварительно устанавливается, кто будет «вести» — проговаривать вслух, кто «ведомый» — подстраиваться под темп проговаривания. Запись осуществляется на
листках, в столбик.

• Написание списка рассказов для логопедического кабинета. Логопед и ребенок совместно составляют (по предложению) рассказы по серии сюжетных картинок и записывают пред­ложения с поочередной сменой «ведущего» и «ведомого».

3) Автоматизация выработанных навыков в самостоя­тельном письме, формирование самоконтроля при письме. Наданном этапе с ребенком отрабатывается спокойный ритм записи. Самостоятельное письмо осуществляется с проговариванием вслух только трудных слов. Проводится работа по целенаправленному формированию у ребенка действий контро­ля с использованием ориентировочных карточек (методика из­ложена выше). На завершающей стадии работы ребенок пере­ходит к осуществлению проверки записи во «внутреннем плане», т. е. без опоры на карточку и внешнюю речь.

Примеры заданий и упражнений

© Логопед и ребенок придумывают к картинке каждый свое предложение, составляют графическую схему предложе­ний, записывают предложения. Логопед показывает ребен­ку, как нужно с помощью ориентировочной карточки про­верить запись. Проверяет запись своего предложения. Затем с помощью логопеда и с опорой на карточку, про­говаривая вслух действия контроля, ребенок проверяет за­пись своего предложения.



© Ребенку предлагается самостоятельно придумать и запи­сать предложения к сюжетным картинкам. После записи каждого предложения он должен проверить запись с опо­рой на карточку, проговаривая действия контроля.

© Ребенок самостоятельно составляет и записывает неболь­шие рассказы по картинкам, выполняет письменное изло­жение прослушанных текстов. После записи каждого тек­ста он должен проверить запись, проговаривая действия контроля без опоры на карточку.

Контрольные вопросы

1. Каковы цель и задачи логопедического обследования детей с дисграфией?

2. Раскройте содержание обследования, обоснуйте значимость изучения у детей с дисграфией состояния речевых и неречевых функций.

3. Какие факторы учитываются при реализации принципа дифференцированного подхода в логопедической работе с детьми?

4. Каковы задачи и роль подготовительного этапа в организации логопедического воздействия?

5. Раскройте содержание традиционных направлений логопедической работы по коррекции дисграфии у школьников с ЗПР.

6. По каким дополнительным к традиционным направлениям и как может осуществляться оптимизация письма школьни­ков с ЗПР?

7. Почему формирование самоконтроля играет важную роль в нормализации письма детей с ЗПР?

8. Чем обусловлена необходимость уделять внимание со­вершенствованию графомоторных навыков в работе со школь­никами с ЗПР?

Вопросы для самостоятельной работы

1. Проанализировав имеющиеся авторские диагностические схемы, оформите собственный вариант схемы психолого-логопедического обследования младшего школьника с ЗПР. С учетом возраста и этапа школьного обучения подберите
тесты и дидактический материал. Проверьте информативность схемы опытным путем.

2. Проведите сравнительное психолого-логопедическое обследование школьников с ЗПР и с нормальным развитием, стра­дающих дисграфией. Сопоставьте результаты исследования.

3. Продумайте возможность целенаправленного использования в логопедической работе с детьми игр и упражнений на развитие когнитивных функций, эмоционально-волевых качеств. Учитывая рекомендации психологов в отношении по­следовательности и сочетаемости направлений коррекционно-развивающей работы, подберите методический материал.

4. На основе анализа результатов обследования школьника с дисграфией разработайте индивидуальную программу коррекционно-развивающего логопедического воздействия.

Основная литература

1. Безруких М.М., Ефимова С. П. Формирование графи­ческих навыков письма у детей с разным уровнем школьной зрелости // Новые исследования по возрастной физиологии. 1978, № 1.

2. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР.— М., 2002.

3. Гальперин П.Я., Кабыльнипкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания,— М., 1974.

4. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов,— М., 1984.

5. Карпенко Н.П., Подольский А. И. Внимание и коррек­ция дисграфических ошибок у детей с недостатками речи // Вестник МГУ. 1980. №3.

6. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб., 1997.

7. Корнев А. Н. О методических принципах исследования детей с дисграфией // Принципы и методы коррекции нару­шений речи.— СПб., 1997.

8. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах.— М., 1998.

9. Лалаева Р. И., Бенедиктова Л. В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у млад­ших школьников,— СПб., 1997.

10. Логинова Е.А. Индивидуальный подход в коррекции дисграфии у школьников с ЗПР // Речевая деятельность в норме и патологии.— СПб., 1999.

11.Логинова Е.А. Формирование самоконтроля при письме у младших школьников с задержкой психического разви­тия // Принципы и методы коррекции нарушений речи.- СПб., 1997.

12. Лысенкова С. Н. Когда легко учиться // Педагогический поиск.— М., 1988.

13.Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения.— М., 1990.

14. Марковская И.Ф., Екжанова Е. А. Развитие тонкой мо­торики рук у детей с ЗПР // Дефектология. 1988. №4.

15. Методы обследования речи детей /Под ред. Г. В. Чиркиной.— М., 2003.

16. Психолого-медико-педагогическое обследование ре­бенка: Комплект рабочих материалов /Под ред. М.М.Семаго.- М., 2001.

17. Психодиагностическая работа в начальной школе /Под ред. А. А.Степанова. Часть 1.— СПб., 1994.

18. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.— М., 1995.

19. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.— М., 2002.

20. Скворцова И. В. Система работы по коррекции речи у детей с задержкой психического развития.— СПб., 2000.

21. Фотекова Т. А., Ахутина А. В. Диагностика речевых на­рушений школьников с использованием нейропсихологических методов.— М., 2002.

22. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты.— М., 1999.

Дополнительная литература

1. Борзова В. А., Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей. — Самара. 1994.

2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г. А. Учимся читать и пи­сать.- М., 1994.

3. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследо­вание младших школьников.— М., 2001.

4. Головей Л. А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии.— СПб., 2001.

5. Городилова В. И., Кудрявцева М. 3. Чтение и письмо. Обучение, развитие и исправление недостатков.— СПб., 1997.

6. Зак А. 3. Развитие умственных способностей младших школьников.— М., 1994.

7. Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. — М., 2000.

8. Кобзарева Л. Г., Резунова М. П., Юшина Г. Н. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения,— Воронеж, 2001.

9. Комплексная методика психомоторной коррекции /Под ред. А. В. Семенович.— М., 1998.

10. Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению.— М., 1999.

11. Лубовский В. И. Выявление нарушений развития как задача психологической диагностики в школе // Психодиагностика и школа.— Таллинн, 1980.

12. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. — М., 1985.

13. Мнкадзе Ю. В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. — М., 1994.

14.Минский Е. М. От игры к занятиям.— М., 1982.

15. Обучение детей с задержкой психического развития /Под ред. В. И.Лубовского. — Смоленск, 1994.

16. Осипова А. А. Диагностика и коррекция внимания.- М., 2002.

17. Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамот­ности с помощью НЛП.— М., 2000.

18. Тихомирова Л.Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей.— Ярославль, 1995.

19. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 1997.

20. Тригер Р. Д., Владимирова Е. В. Дидактический материал по русскому языку для детей с задержкой психического развития.— М., 1986.

21. Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей.— М., 1998.

22.Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чте­ния: нарушение и восстановление.— М., 1997.


Глава V


yunoshi-12-let-ne-mogut-uchastvovat-s-zherebcami-starshe-2-h-let-v-klassah-pokaza-a-v-konkure-i-v-drajvinge-upravlyat-zherebcom.html
yunost-kak-psihologicheskij-vozrast.html
    PR.RU™