Язык как материя и форма мысли; Язык как средство выражения и передачи мысли.

С помощью материальных форм мы объективируем нашу мысль. Мысль становится непосредственно воспри­нимаемой. В связи с этим мы говорим о перцептивной функции языка (доведения до восприятия). Материаль­ные формы языка могут быть различны (устная и письменная). Язык – орудие для выражения мысли. И мысль тогда становится мыслью, когда она высказана в речи, когда она вышла наружу посредством языка, когда она – как сказали бы философы – опосредована и объективировалась для других. Язык передает не только интел­лектуальную составляющую сообщения, но и чувства. На этом основании выделяются виды когнитивной функции: информативная (функция передачи сообщения), эмотивная (передачи чувств и эмоций), волюнтив­ная (передачи волеизъявления) и интеррогативная (вопросительная).

В отличие от понятия и суждения, слово и предложение могут указывать на несущественные признаки и ука­зывать на представление, а предложение – содержать вопрос или побуждение. Язык – средство выражения мысли. Основа мышления – логический строй мысли, правила оперирования понятиями и суждениями для достижения истины. Основа языка – грамматический строй, правила словоизменения, словообразования и по­строения предложений, для того чтобы точно выразить и ясно передать мысль.


Основные типы мышления. Форма мысли в их соотношении с языком.

Мышление – высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира. Виды:

· Практическое – акт мысли неотделим от трудовой деятельности, определённое или «ручное» мышление; для этого типа мышления звуковая форма не является обязательной.

· Наглядно-чувственное – осуществляется в форме представлений, остаточных образов. Представле­ние сопровождается более или менее явными эмоциями и оценками; наряду с индиви­дуальными образами в нашем сознании присутствуют общие образы, схематически, включающие характерные признаки предмета – предпонятия; развито у правополушарников. Не всегда связано с языком.

· Абстрактное – осуществляется через понятия – формы абстрактного мышления, которые фикси­руют общие или существенные признаки класса однородных предметов. Различают научные (со­вокупность всех известных науке на данный момент общих свойствв называемых явлений) и на­ивные (формируются в процессе человеческого общения в мире) формы. Также называют вербаль­ным мышлением, т.к. мыслительные процессы протекают только в языковой форме.



Также как и общение, мышление может быть вербальным и невербальным.

· Невербальное мышление осуществляется с помощью наглядно-чувственных образов, возникающих в ре­зультате восприятия впечатлений действительности и затем сохраняемых памятью для воссоздания воображения. Невербальное мышление есть у некоторых животный.

· Вербальное мышление оперирует понятиями, закрепленными в словах, суждениях, умозаключениях, ана­лизирует и обобщает, строит гипотезы и теории.

В речи и языке все подчинено мысли, некоторые стороны в структуре языка и в процессах речевой де­ятельности связаны с формулируемой в высказывании мыслью лишь косвенно, через целую цепочку посред­ствующих звеньев.

Внутренняя речь и её виды.

Внутренняя речь — беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления. Является производной формой внешней (звуковой). Особенности:

· сокращенность (свернутость);

· отсутствие вокализации;

· преобладание семантики над фонетикой;

· местоименность;

· внутренняя речь существует как кинестетический, слуховой или зрительный образ слова

Внутренняя речь проявляется на разных ступенях работы сознания. Признаки внутренней рнечи:

· фазовость (редуцированная (мысль мелькнула) и развернутая (законченная мысль))

· редуцированность (отсутствие законченных предложений)

· предикативность (преобладание сказуемых над подлежащими)

Для внутренней речи важны ассоциативные связи, т.е. легкий переход от одной мысли к другой. Период внут­ренней речи иногда очень короткий, поэтому ученые говорят о термине «речемыслительный процесс».


8. Понятие внутренней и внешней формы языка и концепции в. Гумбольдта. Теория лингвистиче­ской относительности.

Вильгельм фон Гумбольдт – немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат. Один из основоположников лингвистики как науки. Выдвинул оригинальную концепцию природы языка и поднял ряд фундаментальных проблем, которые и в настоящее время находятся в центре оживленных дискус­сий. Гумбольдт дифференцировал понятие формы языка, разграничивая внешнюю и внутреннюю формы.



· Внешняя форма языка – это материя языка, его звуковая система, а также грамматические и этимологиче­ские формы. Внешняя форма языка – звуковой облик слов этого языка – способ представления знаний о мире в данном конкретном языке «языковое мировидение».

· Внутренняя форма слова – признак, положенный в основу слова (название предмета) и отражающий первона­чальное, поверхностное понимание предмета. Внутренняя форма слова необходима в момент воз­никновения слова, но для его функционирования совсем необязательна и может даже мешать. Слова с прозрачной формой слова называют мотивированными. Слова, утратившие внутреннюю форму – немоти­вированные.

Вильгельм фон Гумбольдт одним из первых высказал мысль о том, что язык влияет на человека, и это влияние определяет его мышление. Он сравнивал язык с сеткой, набрасываемой на познавательную действительность, и это привело его к выводу о том, что разнообразие языков означает разнообразие типов мышления. В 20-м веке к этому тезису вернулись некоторые лингвисты. Возникло течение, которое назвали неогумбольдтизмом. И теория, определяющая роли языка, нашла свое выражение в данной теории. Её авторы выдвинули 2 тезиса:

· Люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают и постигают мир.

· Существует односторонняя причинная связь между языком и познавательными процессами, т.е. язык обу­словливает познавательные процессы.

Таким образом, слово – это знак, но также и особая сущность, находящаяся между внешними явлениями и внутренним миром человека. Изучение иностранных языков – это приобретение новой точки зрения, нового взгляда на мир.


yazikovaya-lichnost-v-kommunikativnom-konflikte.html
yazikovaya-norma-i-eyo-rol-v-stanovlenii-i-funkcionirovanii-literaturnogo-yazika-svojstva-norm-prichini-narusheniya-norm-orfoepicheskie-normi-normi-proiznosheniya-i-udareniya.html
    PR.RU™